Время, только время является истинной ценностью и мерилом вообще всего. С его течением меняются даже те вещи, которые казались нам незыблемыми. К завершению 2009 года, можно заметить, что модификации (да и игры вообще) менялись в лучшую сторону, становились интереснее и вообще двигались в светлое будущее.
Строгая статистика говорит, что в год для проекта уровня Half-Life 2 выходит примерно тысяча модификаций. Из них лишь сотня обладает хоть чем-то, что выделяет их из общей серой массы. Поиграть стоит от силы в десяток-другой модификаций, а пройти полностью — и того меньше. К чему мы всё это? После долгих и мучительных размышлений на эту тему можно придти к простому и незамысловатому выводу: все модификации, так или иначе, делятся на хорошие и плохие. А те, что выделяются на фоне хороших чем-нибудь особенным, являются лучшими.
Этот год отметился просто сумасшедшим количеством громких релизов. И сейчас, когда гремят новогодние салюты, стучат бокалы, и отбивают последние секунды уходящего года кремлёвские куранты, у нас есть возможность рассказать вам про лучшие модификации уходящего года.
Десятка лучших модов 2009 года
10. No Escape Нашу десятку открывает отечественный мод, который, казалось бы, вообще не должен был в неё попасть. Да, No Escape — хорошая модификация. Но в ней нет абсолютно ничего особенного, ничего, что выделяло бы этот мод из общей, так сказать, толпы. Но дело тут вот в чём: хотя No Escape и не может похвастаться большим количеством запоминающихся игровых ситуаций и красивым дизайном, всё в нём сделано на совесть. Пускай крышу, так сказать, не сносит, но благодаря тому, что отыскать значительные минусы в этом моде сможет лишь совсем уж придирчивый человек, No Escape попадает на десятое место нашего топа.
9.Provenance Девятое место занимает модификация, о которой вряд ли бы кто-нибудь вспомнил, выйди в этом году Black Mesa Source. Собственно, это двадцатиминутное возвращение в старую добрую Black Mesa Research Facility попало сюда по большому блату: количество багов, недоработок и вылетов превышает все мыслимые пределы. Почему же он здесь? Всё дело в ностальгии. Мы можем сколько угодно обсуждать развитие график-геймплеев-и прочей подобной лабуды в современных проектах, но сердцем мы ещё там, в лабиринтах лучшей игры 1998 года. И пока не выйдут Black Mesa Source или какие-нибудь римейки адд-онов к первому Half-Life, мы будем раз за разом ронять скупую слезу при виде Provenance. 8. Event in Village (Случай в Деревне) Задумайтесь, за десять лет существования серии Half-Life российские моддеры подарили миру десятки шикарнейших модификаций, взять хотя бы тех же Паранойю с Западнёй, однако до сих пор не было ни одного толкового творения на "русскую" тему (всевозможные поделки а-ля 2009 EБ рассматривать не будем). Но наконец появляется мод, в котором имеются и заснеженная русская деревня, и "бутыль", и другие признаки одной седьмой части суши по версии иностранцев. Помимо этого, в Event in Village присутствовал весьма затягивающий геймплей и много, очень много зомби. За такие вот "Клюкву, балалайку и пьяного медведя" — почётное восьмое место. 7. Radiator — Episodes 1 & 2 Можно бесконечно долго спорить на темы "Без оружия играть неинтересно" или "Решать загадки — это скучно", но ни один человек, отчаянно доказывающий всем окружающим о превосходстве экшена над головоломками, не сможет высказать ничего плохого в адрес обоих эпизодов Radiator. Помимо неоспоримой гениальности самой концепции Polaris и Handle With Care, оба эпизода восхитительно красивы внешне и не смотря на смешную продолжительность, оставляют после себя количество ярких впечатлений, сравнимое с десятком Get a Life. Даже любители больших пушек и кровавых сражений не смогут оторваться от монитора. 6. Curse — Episode One На шестом месте восседают армия мумий и волшебная булава, прискакавшие на пъедестал из первого эпизода Curse. Фактически, этот шикарнейший "привет" из Древнего Египта был настолько неожиданным, что после его релиза возникли подозрения: а не лучшая ли это модификация года? Однако, не смотря на геймплейные инновации, необычный сеттинг (в этом плане с модификацией может поспорить лишь Dino D-Day), и высокое качество исполнения, коллектив Mods-Inside награждает его лишь шестым местом. Видите ли, в чём дело: если оценивать Curse, не пытаясь накинуть "лишние баллы" за гигантских змей и управляемую мышью летающую булаву, то выяснится, что тема фараонов и пирамид толком не раскрыта, геймплей однообразен и не использует даже двадцать процентов своих возможностей, а махание магической булавой приедается уже ко второй карте. И чёрт побери, это творение до безобразия коротко! Впрочем понятно, что за такими концептуальными и необычными модами будущее. С нетерпением ждём слудующего эпизода. 5. Rebellion Пятёрку лучших модификаций открывает захватывающая история офицеров Конфедерации, Манделлы и Трипвуда, которым предстоит совершить тяжёлый выбор между следованием приказам командиров и голосом совести. Собственно, эта душещипательная история является, пожалуй, самым захватывающим сюжетом прошлого года. Но все остальные признаки хорошего мода также присутствуют — приличный дизайн уровней, отличный геймплей, благодаря которому модификация проходится на одном дыхании, неплохая озвучка. Но главная ценность сего творения — исключительная кинематографичность. Rebellion является чуть ли не первой модификацией, где игрок может почувствовать себя непосредственным участником событий, а не просто статичным наблюдателем. Атмосфера настоящей войны и тяжёлый моральный выбор — всё это можно найти в Rebellion. 4. Eye of the Storm — Episode One Собственно, выход этой модификации стал для нас небольшим сюрпризом. Вышедший в далёком 2005-м году мод Ravenholm хоть и имел открытую сюжетную концовку, но "продолжения банкета" как-то не предполагал. Но вот, совершенно неожиданно для всех, в прошлом году вышло его продолжение. Помня о том, что Ravenholm был хоррором-модом, мы по вполне понятным причинам приготовились к погружению в атмосферу страха и ужаса, однако вместо этого получили адреналиновый боевик, первый эпизод которого проходится за какие-то 30-40 минут. Но за столь непродолжительный срок наш игровой протеже переживёт столько событий с таким накалом страстей, что его хватило бы на дюжину модификаций помельче. Собственно, Eye of the Storm — это образцовый пример того, как надо делать одиночные модификации: красиво, захватывающе и интригует. 3. Flesh Тройку лидеров открывает модификация, выход которой заставил нас в панике решать, какой же мод исключить из этой десятки. А ведь исключение было неизбежно — ещё в процессе разработки было понятно, что если Flesh и не станет шедевром, то уж точно станет хорошим модом. Ожидания с лихвой оправдались и теперь сие творение восседает аж на третьем месте. Однако, в отличие от других девяти "счастливчиков", Flesh предназначен для очень узкого круга лиц, потому что это не хоррор-экшен, а, внимание, симулятор выживания в условиях страха и ужаса без возможности применения оружия. Но, помимо исключительной оригинальности геймплея, Flesh является счастливым обладателем лучшего сюжета года и лучшей хоррор-атмосферы среди всех модов вообще. Это ли не повод поставить данный мод на третье место?
2. Dangerous World Прошедший за десять месяцев длинный путь от невзрачной демо-версии до полноценной одиночной модификации, Dangerous World стал главным открытием уходящего года. Всего один человек смог создать модификацию, идеальную абсолютно во всём. И главное, смог избавить свой проект от многих типичных недостатков, присущих таким "мастодонтам" как Get A Life или Minerva: Metastasis 3 — перезатянутости и наличия скучных игровых моментов. Dangerous World — это действительно идеальный сюжетный мод: отменный дизайн и сногсшибательный геймплей с нереальным количеством интересных игровых ситуаций делают своё дело — от прохождения невозможно оторваться до тех пор, пока на экрану не побегут финальные титры. И что самое главное, Dangerous World, в отличие от практически столь же качественных Eye of the Storm Espidoe One и Rebellion, проходится не за какие-то там тридцать минут, а за целых два часа. За два часа, каждая минута которых будет доставлять вам неприрывное удовольствие. "Так почему же только второе место?" — спросите вы. Собственно, главный минус Dangerous World заключается в его вторичности — всё это мы так или иначе видели в куче других модификаций. Да, здесь всё это выполнено на куда более высоком уровне, но это не умоляет факта, что геймплей Dangerous World — это классика всей серии Half-Life.
1. Research and Development Если честно, попытка объяснить, почему Research and Development занял первое место для команды Mods-Inside, сравним с объяснением "почему днём светло". После первого же прохождения этой модификации стало понятно, что это — главный кандидат на звание "Модификации года", и только выход Black Mesa Source смог бы помешать ей занять первое место. Однако, благодаря тому, что в начале декабря релиз Black Mesa Source был отстрочен, все наши сомнения полностью отпали. Впрочем, первое место Research and Development получает вполне заслуженно — за десять лет существования моддинга к играм серии Half-Life ещё не выходила столь инновационная модификация. "Очистив" Half-Life от всех перестрелок, автор смог создать мод, интересный абсолютно всем — любителям как головоломных квестов, так и захватывающего экшена. Это заслуга, конечно же, логики и баланса — здесь нет поиска каких-то хитроумно запрятанных рубильников, отсутсвуют сверхсложные алгоритмы действий а-ля The Trap — всё головоломки подчинены человеческой логике и не требуют буддийского терпения для их решения. Это, а также невероятное разнообразие геймплея и безупречное техническое исполнение автоматически делают R&D номером один в уходящем году.